Методики раннего развития Марии Монтессори

 "Помоги мне сделать это самому" - основной девиз методики монтессори.

Мария Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог, выпускница Римского университета.

Первая женщина в истории Италии, окончившая курс медицины.

В 1988 г. удостоилась международного признания по решение ЮНЕСКО, касающегося всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Автор педагогической системы, которая резко отличается от традиционной.

Первая Монтессори-школа открылась в Риме в 1907 году.

Сегодня детские сады и школы, работающие по системе Марии Монтессори, есть во всех европейских странах.


Уже более ста лет во всём мире применяется педагогическая методика Марии Монтессори. Изначально эта методика была предназначена для детей с ограниченными возможностями в настоящее же время, чаще всего, она применяется для раннего развития обычных детей.

Результаты работы Марии Монтессори c "особенными" детьми были настолько высокими, что к моменту поступления в школу эти дети по своему развитию не чем не отличались от своих обычных сверстников, а в некоторых случаях даже превосходили их.

М. Монтессори рассматривала каждого ребенка как личность, причем личность уникальную. Два важнейших принципа, которые она выделяла, в соей педагогической работе это интерес и индивидуальный подход.

Её методика основана на саморазвитие ребенка, самообучении и самовоспитании. Мария Монтессори доказала это на примерах из собственной педагогической практики. Взрослому не обязательно делать что-то за ребенка, он может помочь ему действовать самостоятельно. Это сложная, но очень важная задача. Малыш, попадая в наш мир, попадает в мир взрослых, неприспособленный для его жизни. У ребёнка плохая координация движений, он не знает, что делать с окружающими его предметами и т.д. Монтессори же предлагает дать малышу возможность уже в 2,5 - 3 года сделать это и многое другое самому. Взрослый только поможет ему в этом, создаст порядок в тех вещах, которые необходимы для развития, научит сосредотачиваться на интересной для него работе.

В вовремя подготовки к работе педагог Монтессори проходит через три этапа. Первый это подготовка комфортной и удобной для ребёнка среды (среда Монтессори). Второй этап это перераспределение разрушительной энергии отдельных детей в конструктивную деятельность, направленную на развитие. На третьем этапе самое важное для педагога не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

 Заповеди Марии Монтессори

1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней.

5. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

6. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

7. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

8. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

9. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

10. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.

11. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

12. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Занятия по методике Монтессори

Занятия проводятся с детьми, достигшими 3-х летнего возраста, в группах от 15 до 20 человек. Обычно выделяют группы детей 3-6 летнего возраста и 6-12 летнего. Монтессори подметила, что сами дети помогают друг другу в обучении намного эффективнее, чем взрослые, из этого и вышли её разновозрастные группы.

Развитие детей происходит по таким направлениям, как развитие органов чувств (сенсорика), навыки практической жизни, изучение языка, математики, естественных наук (физики, химии, биологии, географии).

Для занятий используются уникальные дидактические материалы, изготовленные из натуральных материалов, большинство из них отбирались на протяжении уже более ста лет и те, которые детям не нравятся, постепенно отбраковывались.

Многие упражнения основаны на следующем: рассортируй по парам, составь в ряд, найди недостающий член ряда.

На пример:

1. Для развития моторики. Рамки с застежками, пуговицами, бантами, кнопками, липучками. 2. Для изучения объема, изучения понятий "больше - меньше". Переливание воды из лейки в мерный стакан и назад. 3. Для развития равновесия. Хождение по линии. Затем ношение предметов (колокольчик, свеча, вода и др.) во время движения. 4. Для развития эстетического чувства. Уход за срезанными живыми цветами. 5. Слушать тишину (как тикают часы, капает кран и т.п.) и т.д.

 Периоды восприятия мира по Монтессори

По мнению М. Монтессори существуют определенные периоды восприятия мира, в развитии человека. Знание этих периодов даёт возможность создавать вокруг ребенка необходимую среду (среда Монтессори), что позволяет развивать навыки, которые связаны с развитием определенных структур мозга. Это очень эффективно при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения, обучение которых отличается от обучения обычных детей.

Развитие речи происходит от 0 до 6 лет. Примерно к 2 годам малыш начинает активно наращивать свой словарный запас. Речь, которую слышит вокруг себя ребёнок, является для него подготовительной средой. На этом этапе очень важно чтобы малыша слушали, помогали выражать свои мысли и чувства. Эту задачу в группах Монтессори решают следующим образом. Проводятся "круги" - в начале и в конце занятия (играют в пальчиковые и речевые игры, обсуждают повседневные события в жизни детей, поют песенки) где детей учат общаться, гармонично взаимодействовать с окружающими и решать конфликтные ситуации с учётом собственных интересов и интересов других людей.

Сенсорное развитие происходит от 0 до 5,5 лет. Органы чувств ребёнка постепенно включаются в активную деятельность: сначала идет накопление информации, затем - её детальная переработка. В группах Монтессори зону сенсорных материалов обычно располагают в центре игровой комнаты: это является базой подготовки мозга к логическим операциям и развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения.

Формирование отношений со взрослыми и восприятия порядка происходит от 0 до 3 лет. Порядок выполняет не только бытовую функцию. Порядок играет ключевую роль и в пространстве и в использовании предметов по назначению, а также социальной иерархии людей вокруг ребёнка, взаимоотношении людей. Требование порядка не препятствует развитию воображения, не сдерживает фантазию. "Порядок" - является базовой установкой.

Интерес к мелким предметам происходит от 1,5 -3 лет. Многие родители стараются минимизировать время общения своего малыша с бусинками и горошинками, считая это не безопасным. В то время как это совершенно, необходимо для созревания участков коры головного мозга, отвечающих за моторное и речевое развитие, а так же подготовки пальчиков к рисованию и письму. Важно создавать ситуации, в которых играть с мелкими предметами безопасно, это должна быть занимательная и осмысленная деятельность.

На пример. Пересыпаем крупу и ищем в ней мелкие игрушки. Не страшно если крупа просыпалась на пол, под рукой всегда есть веник и совочек. А ведь подметать детки любят не меньше, чем рассыпать.

А всё по тому, что от 1 до 4 лет ребёнок активно осваивает движения и действия. Поэтому в группах Монтессори для малышей обязательно есть зона крупной моторики -спорткомплекс.

Если педагог и родители все делают правильно, у малыша появляется внутренняя потребность осваивать и узнавать окружающий его мир. И уже не нужно наказывать или поощрять ребёнка для того что бы он учился.

 Плюсы и минусы

Система Монтессори своеобразна и интересна и вполне прогрессивна для начала 20 столетия. Но прошло больше ста лет, сменилось несколько эпох в самых различных науках, и педагогика не исключение.

Методика Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику, но речь не идёт о выращивании гениев или опережающем развитии. Эта методика, как и многие другие, специально созданные "для развития" методики, прежде всего, направлена на работу с детками с ограниченными возможностями.

Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его уходом от существующих проблем в вымышленный мир. Монтессори была противницей ролевых игр и игр - соревнований, но для "обычного" ребенка - это необходимые игры, именно в них он развивается творчески, раскрывается его я. Кроме того, отсутствие соревновательного момента может создать сложности при адаптации в реальной жизни. Уже в школе подчас существует жесткая конкуренция. Роли книг в развитии ребенка так же не придается никакого значения, они не запрещены, но и не считаются необходимыми.

Современные центры развития по системе Монтессори зачастую стараются адаптировать методику к потребностям обычных детей. Из системы выбирают самые интересные элементы, с учетом её сути - дать детям пространство для развития. В руках умного педагога элементы системы Монтессори принесут Вашему ребенку много интересного, познавательного и полезного. Старайтесь сочетать эту методику с другими занятиями и системами раннего развития.