Методика раннего развития Николая Зайцева

Воспитай гения!

Николай Александрович Зайцев родился в1939 году.

Окончил филфак ЛГПИ им. Герцена.

Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного.

Автор методик обучения чтению, преподавания грамматики и математики.

Основатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании".


Начиная говорить свои первые слова, малыш никогда не произносит раздельно буквы, затем соединяя их в слоги. Занимающиеся этой проблемой учёные, пришли к выводу, что традиционный, вербально-фонемный, принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные элементы. По их мнению, такая методика глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, формирует устойчивые патологические звуко - речевые комплексы. Традиционный принцип обучения чтению вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Которая является одинм из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. В результате речемоторная напряженность может стать причиной развития ранних психических нарушений.

 Суть методики Зайцева

Николай Александрович Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или одна буква. Склады Зайцев написал на гранях своих кубиков (каждый склад находится на отдельной грани кубика). Используя склады, ребенок начинает составлять из них слова.

Методика раннего развития и обучающие материалы Н.А.Зайцева основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, на системности подачи. В легкой, ненавязчивой, интересной, игровой форме малыш очень быстрыми темпами овладевает различными навыками.

Раскованность обстановки главное условие занятий. Дети могут сидеть на полу, перемещается по комнате, заниматься на спортивных снарядах. По мнению Николая Александровича, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по пособиям Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. В игре дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, писать и считать.

Занимаясь с ребёнком по этой методике, задействуются такие органы его чувств, как осязание, слух и зрение. Это становится, возможным благодаря высокому уровню восприятия окружающего. Что в свою очередь влияет на активное развитие речи и творческих способностей детей.

Ребенок, занимающийся с 3-х лет по методике Зайцева, в 7 лет может уверенно идти в 5-й класс.

Важнейшим преимуществом системы Зайцева является то, что она негативно не отражается на здоровье малыша.

 Цель применения развивающих игрушек по методике Зайцева

Данная методика наилучшим образом подходит для изучения чтения, письма, языков, математики и арифметики, логики и мышления, познания окружающего мира, письма и каллиграфии, грамматики. Методика Зайцева развивает усидчивость и внимание. Позволяет освоить программу начальных классов ещё в дошкольном возрасте.

Развивающие пособия Зайцева разнообразны. Это игрушки, кубики издающие разные звуки, музыкальные инструменты, пазлы, строительные наборы, таблицы слогов и арифметических действий и т.д.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, "железные", "деревянные" и "золотые". Кубики по - разному весят и звучат.

"Золотые" кубики - звенят, "железные" - гремят, "деревянные" глухо постукивают. Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Детям от 3,5 - 4 лет кубики помогают научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственная разница в том, что для занятий с маленькими детками необходимо изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, больше заниматься с кубиками и исключить занятия по таблицам.

Обучению способствует пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах и на кубиках Зайцева достаточен для легкого восприятия ребенком с расстояния в несколько метров.

С з - х лет детям предлагается методика счёта, на основе таблиц Зайцева. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов. Четные и нечетные различаются по цвету, ясно показан и состав числа: количество десятков и единиц.

Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, в матрице 10*10, 28 закрашенных квадратика и 72 не закрашенных).

Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить процесс обучения сложению и вычитанию в пределах ста и перейти к подсчетам в уме. Что занимает гораздо меньше времени, чем в традиционных программах.

Кубики и таблица 2, помогут освоить трехзначные числа, дадут представление о их составе, записи и чтении.

Таблица 3 поможет освоить многозначные числа.

З - х летние детки через непродолжительное время способны находить на ленте любые числа. А уже к 4 - 5 годам легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков.

 Правила проведения занятий по методике Зайцева

Вести занятие с ребенком необходимо только в игровой форме. Раскованная обстановка, переключение внимания между развивающими материалами и игровыми упражнениями (постоянное движение). Родители которые самостоятельно планируют обучать ребенка по методике Зайцева должны быть крайне осторожны и помнить, что только неспешное развитие приведет к наиболее эффективным результатам. Попытки развития малыша в быстром темпе могут привести к полному отрицанию обучения и отсутствию интереса.

Стандартный урок продолжается 25 минут в игре. Ребёнок может сидеть, стоять, ходить и т.д. При этом он не испортит себе осанку, зрение, потому что смотрит на большие таблицы.

Зайцев не отрицает другие методики раннего развития. Параллельно с методом Зайцева можно применять систему Домана, Монтессори и т.д.

Основная идея методики Зайцева заключается в возможности донести и научить ребенка программе младших классов еще в дошкольном возрасте не подрывая его здоровья.

Тысячи родителей по всей России на собственном опыте убедились, что 4 - х летних детей можно научиться читать за неделю, что дети занимающиеся по системе Зайцева, не страдают близорукостью и сколиозом, что эта система не только не угнетает, но и помогает в работе с аутистами и часто выправляет малышей с психическими отклонениями.

Дети, с которыми работали по системе Зайцева, любят учиться, легко занимаются сами и не мучаются от безделья. Таких детей в нашей стране может быть гораздо больше.

Дети наше будущие и только от нас зависит каким оно станет.