Методика раннего развития Гленна Домана

"Каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который демонстрировал Леонардо да Винчи", - Гленн Доман.

Гленн Доман американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и особой методики раннего развития ребенка с пеленок.

В 1940 году получил ученую степень по физиотерапии в Университете Пенсильвании.В 1955 году основал в Филодельфии Институт Развития Человеческого Потенциала (Institute for the Achievement of Human Potential, IAHP).

В 1966 году правительство Бразилии присвоило титул Глену Доману за заслуги перед детьми всего Мира.

Автор шести книг о развитии детей, ставших бестселлерами.


На основе многолетнего опыта работы по реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы, Гленн Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается в возрасте от 0 до 7 лет и лишь в том случае, если он работает.

По мнению Домана чем интенсивнее будет нагрузка на мозг в первые годы жизни ребёнка, тем лучше разовьется его интеллект.

Он выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них: моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо на прямую зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. При чем двигательная функция (ходьба, бег, прыжки) играют важнейшую роль в развитии мозга. Чем больше с первых дней жизни мы поощряем ребёнка двигаться, тем быстрее идет процесс формирования мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше будет его двигательный интеллект (по мнению Домана). Это приведёт к тому, что малыш гораздо раньше своих сверстников начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А освоение того или иного двигательного навыка, стимулирует развитие следующего, более высокого отдел мозга.

Ещё одним важнейшим открытием Домана является то, что мозг малыша с самого рождения запрограммирован на обучение. Пока идет его активный рост (после 3 - х лет он существенно замедляется), ребенку не требуется мотивация для обучения. Достаточно грамотно организовать процесс и любой кроха с наслаждением будет поглощать предложенный Вами учебный материал. Что гораздо сложней будет сделать в школьном возрасте.

Глен Доман сравнивал мозг человека с компьютером, хотя и признавал превосходство человека. Он считал, что усвоение ребенком научных фактов, которые он называет битами информации, - это ключ к развитию интеллекта. Доман считал, что "компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путаной информацией!". Дети впитывают всё новое легко и с огромной скоростью. Поэтому с особым вниманием нужно относится к качеству информации. На этом и построены занятия по его методике.

По мнению Домана и его последователей работая по предложенной методики, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения.

Методика занятий Глена Домана 

Несколько раз в день малышу показывают, на расстоянии не менее 45 см. от лица, и называют карточки, которые представляют собой биты информации разных категорий. 1 секунда отводится на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество категорий и частоту показа.

Чтение по Глену Доману 

В отличии от традиционной методики Доман не начинает обучение детей с букв, звуков и слогов. Читать буквы сложно. К примеру, буквы составляющие слово "мяч", являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово "мяч", чем букву "М". Доман утверждает, что мозгу, словно компьютеру, нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

Обучение чтению начинается со слов, разделенных на тематические групп. Педагоги отмечают, что эта система хороша для языков, где отсутствуют окончания, а русский язык ребенок усвоит неверно и будет при чтении игнорировать или проглатывать окончания. Но с другой стороны, на следующем этапе ребёнок получает возможность видеть словосочетания (где он обнаруживает изменения окончаний), позже простые и распространенные предложения.

Энциклопедические знания по  Глену Доману 

Спустя несколько недель или месяцев после начала обучения чтению добавляются энциклопедические знания из различных областей науки. Здесь не важно, что малыш запомнит не всю информацию. Учась, ребёнок позволит расти своему мозгу, а затем анализировать объекты, делать выводы и находить закономерности. Сами "уроки" не занимают много времени, хотя и требуют организованности. Доман говорит, что не обязательно выполнять все полностью и, если родители дадут хоть какую-то часть материала, это будет гораздо лучше, чем ничего.

Математика  Глена Домана 

Математику в отличии от традиционных методик ребенок начинает познавать не со знаков (цифр), а с количества предметов. И действительно, для начала нужно познакомить ребёнка с понятием количества, и только когда он будет иметь четкое представление, что такое 5 цыплят или 10 яблок, его можно знакомить с цифрами. Доман предлагает демонстрировать карточки с точками. Его задача научить детей легко определять на глаз количество точек, не пересчитывая их. Что в дальнейшем позволит выполнять арифметические действия с большими числами в уме.

Плюсы методики Глена Домана 

"Дети, которые знают больше других - это уверенные в себе дети. У них меньше причин плакать и больше причин улыбаться" Гленн Доман. Преимущество методики Домана в постоянный контакте ребенка с родителем, а так же взаимосвязи физического и умственного развития. Еще один плюс это, то что Вы можете заниматься в домашних условиях, книги содержат все необходимые инструкции, к тому же карточки свободно продаются в развивающих магазинах и доступны для скачивания в интернете.

Метод Домана гармонично сочетается с ассоциативным принципом работы памяти и развитием словарного запаса.

Но в методике Домана есть и отрицательные стороны. Ребёнок является объектом развития. Знания ему насаждаются. Нередко такие дети выглядят как ходячие энциклопедии. После определенного этапа занятия становятся утомительными для малыша. Привлечь внимание становится всё сложней. Многие педагоги считают, что домановский подход устарел. С родительской точки зрения методика Домана весьма трудоемка, объемна, занимает все свободное время мамы и малыша.

Если вы решили следовать методики Домана, берите то, что подходит вам и вашему ребёнку, не ограничивайтесь себя рамками данной программы, даже если она на 100% Вам подходит. Читайте с ребёнком стишки и потекши, играйте в ролевые игры и игрушки, занимайтесь творчеством. Прислушивайтесь к своему ребенку и занимайтесь тем, что Вам обоим доставляет удовольствие.