Правильное развитие детей первого года жизни

Физическое и умственное развитие ребёнка в первый год жизни

Все родители хотят знать правильно ли развивается малыш, не отстает ли он в физическом и умственном развитии ведь развитие детей 1 года жизни особенно важно. Специально для родителей желающих оценить темпы физического и психического развития своего малыша в 1 год жизни, ниже мы привели средние показатели этапов развития ребёнка с 0 – 12 месяцев.

Но стоит помнить, что это средние показатели, а каждый ребёнок личность, и темпы развития у детей отличаются. Некоторые навыки могут опережать приведенные нормы, а какие то, наоборот, отставать. Но если Вы заметали, значительное отставание в развития ребенка это сигнал к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание и проконсультироваться с врачом.

Развитие детей 1 года жизни. Новорожденный.

Рост: 50-51 см;

Вес: 3,3-3,5 кг;

Окружность головы: 34-36 см;

Окружность груди: 32-34 см;

У малыша проявляются врожденные рефлексы: сосание, глотание, моргание, хватательный рефлекс и т. п. Ребёнок начинает видеть и слышать. Ещё не может самостоятельно изменять положение тела. Лежа на животе, голову не поднимает, но поворачивает ее набок. Ребёнок ещё не может удерживать голову в вертикальном положении.

Развитие детей 1 года жизни. 1 месяц.

Рост: 53-54 см;

Вес: 4,1-4,3 кг;

Окружность головы: 36,6-37,3 см;

Окружность груди: 36,0-36,3 см;

Малыш фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого человека, а движения глаз становятся координированными. На несколько секунд ребенок может удержать головку прямо при вертикальном положении тела. Реагирует на раздражающие факторы (громкий звук, резкое движение) рефлекторно разводит ручки в стороны, а затем прижимает их к себе, сжимая кулачки (рефлекс Моро). У малыша намечается слуховое сосредоточение, он начинает рефлекторно переступать ножками. Поддерживаемый под мышки упирается ножками. Ребёнок начинает издавать звуки у него появляется улыбка в ответ на разговор взрослого человека. Крик малыша приобретает эмоциональный оттенок. Потягивается. Спит около 20 часов в сутки.

Развитие детей 1 года жизни. 2 месяц.

Рост: 56-58 см;

Вес: 5,0-5,3 кг;

Окружность головы: 38,4-39,0 см;

Окружность груди: 38,1-39,0 см;

Ребёнок поднимает голову удерживая её на 1-1,5 минуты в вертикальном положении, а лёжа на животе приподнимает грудь. Поддерживаемый под мышки малыш, может долго стоять, не подгибая ножек. Следит за движущимися яркими предметами. Может удерживать предметы в ручках. Движения приобретают некоторую целесообразность. Отчетливо проявляется способность зрительного и слухового сосредоточения. Ребенок намного лучше может следить глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову в сторону говорящего, бросает сосать грудь при показывании ему яркого предмета. Начинает рассматривать висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см). Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук. Появляются различные эмоциональные реакции: улыбается в ответ на улыбку и т.д.

Развитие детей 1 года жизни. 3 месяц.

Рост: 59-61 см;

Вес: 6,0-6,3 кг;

Окружность головы: 40,0-40,9 см;

Окружность груди: 40,0-41,3 см;

Малыш свободно держит головку в вертикальном положении около 5-6 минут. Опираясь на локти и предплечья, ребёнок приподнимает туловище, лежа на животе, может сидеть при поддержке за таз, переворачиваться со спины на бок. Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность. Но движения ещё не координированы. Малыш уже может зрительно сосредоточится и следить за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время - 5-6 минут. Тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Малышу нравится когда к с ним играют. Ребёнок подолгу гулит. Гуление становится разнообразным. Поворачивает головку на знакомый голос, хорошо улавливает направление звука. На разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбку, оживленное движение руками и ногами, звуками (комплекс оживления). На смену беспорядочному исканию ртом материнской груди приходит открыванием рта при приближении к груди или при виде бутылочки и ложечки (условный рефлекс). Малыш начинает узнавать мать. Смеется когда в хорошем настроении и кричит когда выражает неудовольствие.

Развитие детей 1 года жизни. 4 месяц.

Рост: 62-64 см;

Вес: 6,5-6,9 кг;

Окружность головы: 41,0-41,9 см;

Окружность груди: 41,8-42,0 см;

Ребёнок может приподнимать головку из положения, лежа па спине. При поддержке может сидеть, а в вертикальном положении крепко упирается ножками. Свободно переворачивается со спины на живот, а лёжа на животе, приподнимается, опираясь на ладони. Следит за движущимся предметом. Может хватать и удерживать мелкие предметы. Трогает и рассматривает предметы висящие над его грудью, захватывает их в руками, тянет в рот. Во время приёма пищи придерживает руками грудь матери или бутылочку, а во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления). Громко смеется, когда с ним играют. Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки. Неудовольствие выражается хныканьем. Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.

Развитие детей 1 года жизни. 5 месяц.

Рост: 64-68 см;

Вес: 7,4-7,8 кг;

Окружность головы: 42,2-43,2 см;

Окружность груди: 43,0-44,3 см;

Ваш ребёнок уже хорошо сидит, придерживаясь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута. Взятый под мышки, ребенок может прямо стоять, не подгибая ножек, пытается поворачиваться с живота на спину. Малыш хорошо узнаёт мать и не идет на руки к чужим людям, уверенно хватает предметы и тянет их в рот. Может удерживать по одному предмету в каждой руке не менее 20-30 секунд. Ребёнок улавливает интонацию речи, не понимая слов, различает тон говорящего, что уже можно использовать в воспитательных целях. Во время бодрствования подолгу певуче гулит.

Развитие детей 1 года жизни. 6 месяц.

Рост: 66-70 см;

Вес: 7,7-8,0 кг;

Окружность головы: 43,2-44,2 см;

Окружность груди: 44,3-45,5 см;

Малыш уже может переворачиваться с живота на спину, сидеть без поддержки, пытаясь ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки, поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать. Может перекладывать игрушки из одной руки в другую, поднимать упавшие игрушки. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Произносить первые слоги: "ма-ма, "па-па" и т. п. Эмоциональные проявления становятся более разнообразными. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

Развитие детей 1 года жизни. 7 месяц.

Рост: 68-71 см;

Вес: 8,3-8,9 кг;

Окружность головы: 44,0-44,8 см;

Окружность груди: 45,0-46,4 см;

Теперь малыш поднимается на четвереньки, ползает, самостоятельно сидит, встает на колени, цепляясь руками за кроватку поддерживаемый под мышки, хорошо переступает. Сидя, наклоняет и выпрямляет туловище. Движения становятся более целеустремленными. Тянется к своему изображению в зеркале. На вопрос "где?" ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте). Может самостоятельно поднимать и тянуть в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Движения малыша приобретают вполне определенный эмоциональный оттенок. Появляются повторения слогов - "па-па-па", "ма-ма-ма" и т.д.

Развитие детей 1 года жизни. 8 месяц.

Рост: 70-72 см;

Вес: 8,5-9,5 кг;

Окружность головы: 44,3-45,4 см;

Окружность груди: 46,0-47,2 см;

Ребёнок уже может самостоятельно садится и ложится из сидячего положения, встает цепляясь за барьер. Может стоять , уже придерживаемый за одну ручку, поддерживаемый за обе руки делает попытки ходить. Может выполнять разученные движения по просьбе взрослого ("ладушки", "до свидания" и т.д.). Мимика становится более разнообразной. Заинтересованно играет с игрушками: рассматривает их, постукивает одной о другую, пытается бросить и т. д. Малыш интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему. Ест твердую пищу держа её в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Развитие детей 1 года жизни. 9 месяц.

Рост: 71-7.3 см;

Вес: 9,3-9,9 кг;

Окружность головы: 45,3-46,3 см;

Окружность груди: 46,7-47,9 см;

Делает попытки стоять без опоры и переходить от одного неподвижного предмета к другому, придерживаясь за них руками. Поддерживаемый за обе руки Хорошо ходит, садится из вертикального положения, встает на колени. Может забраться на. С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств. Следит за падением бросаемых предметов, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д. Может выполнять простые просьбы: "Дай ручку", "Помаши ручкой" и др. С игрушками предпочитает играть сидя, запоминает их названия, ищет спрятанный или упавший предмет. Знает свое имя и откликается на него. Понимает слово "нет". Улавливает не только интонацию, но и значение некоторых слов. Различает величину, цвет и форму предметов. Повторяет за взрослым слоги. Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.

Развитие детей 1 года жизни. 10 месяц.

Рост: 72-74 см;

Вес: 9,5-10,4 кг;

Окружность головы: 45,6-46,6 см;

Окружность груди: 47,0-48,3 см;

Малыш хорошо стоит и поднимается без опоры, уверенно ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку. Хорошо подражает движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами, не отдает отбираемую игрушку и т.д. Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила. Сознательно выполняет сложные движения. Называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -"ав", корову -"му" и т.д.; произносит лёгкие слова, выполняет простые требования, понимает запрещение.

Развитие детей 1 года жизни. 11 месяц.

Рост: 73-75 см;

Вес: 9,8-10,5 кг;

Окружность головы: 46,0-46,9 см;

Окружность груди: 47,7-48,7 см;

Малыш хорошо ориентируется в пространстве (встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку). Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и т.д. Улучшается координация пальцев (крепко держит игрушки, комкает и рвет бумагу). Произносит первые слова. По просьбе взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки). Учится новым действиям с предметами: разбирает и собирает пирамидку.